Операционная система apple для пк. История создания Mac Os. Почему целесообразно установить Mac OS Ⅹ

Mac OS X , безусловно, является программным совершенством и наглядным образцом того, как должна выглядеть лучшая в мире настольная операционная система. Но она далеко не всегда была такой. Весь тернистый путь становления от System 1.0 и до macOS 10.14 Mojave в этом материале.

Вконтакте

Впервые операционная система Mac OS была представлена в 1984 году наряду с выпуском первого компьютера Macintosh.

Первый Macintosh (1984 год):

Mac OS (Macintosh Operating System) оказалась в числе первых ОС, предложивших пользователям удобный графический интерфейс вместо командной строки. С 1984 по 2001 годы свет увидели версии System 1 – Mac OS 9, которые принято считать классическими. С 2000 года операционная система получила наименование Mac OS X, а с 2016 — macOS.

В версии System 1.0 Apple реализовала удобный для пользователей графический интерфейс. Уже в самой первой редакции ОС команда разработчиков смогла сделать понятное взаимодействие с элементами в оконном режиме. Фактически, более совершенные версии операционной системы отличаются от своего «предка» лишь качеством графики и более расширенным функционалом.

В этот период разработчики добавили дополнительные возможности, настройки и стандартные приложения, также появилась иерархическая файловая система. Особое внимание создатели операционной системы уделяли ее адаптации под новые комплектующие и устройства. В частности, разработчики позаботились о поддержке слотов расширения, периферийных устройств, новых процессоров и более емких накопителей. Отметим, что полноценная панель многозадачности появилась только в версии System 5.

System 3.0

System 4.2

System 6.0

System 7.0 – 7.6 (1991-1996)

Первое масштабное обновление ОС получила только через семь лет существования. Апгрейд принес цветной интерфейс, хотя многие элементы по-прежнему оставались серыми, некоторые из них были цветными. Разработчики значительно усовершенствовали режим многозадачности. В последующих обновлениях Apple устраняла ошибки, добавляла поддержку новых компонентов, реализовывала новые программы, как собственные, так и от сторонних разработчиков программного обеспечения.

Данная редакция была выпущена летом 1997 года после того, как Стив Джобс вновь присоединился к Apple. Изначально предполагалось, что новая версия продолжит традицию и выйдет под нумерацией 7.7, однако Джобс принял иное решение. В то время пользователи могли устанавливать System 7 на компьютеры других производителей. Apple решила прекратить подобную практику и перестала выпускать System 7. Именно с тех пор «яблочная» ОС устанавливается исключительно на устройства Apple. За первые две недели после выхода System 8, компания продала 1,2 млн копий, а в последующие шесть месяцев реализовала еще три миллиона. Примечательно, что System 8 претерпела лишь немногочисленные изменения. Например, компания добавила больше цветов и оттенков в элементы интерфейса и снабдила ОС новыми темами оформления и панелью управления.

23 октября 1999 года купертиновцы выпустили версию Mac OS 9, ставшую последним обновлением классических Mac OS. Пользователи данной редакции получили возможность хранить свою информацию и устанавливать системные настройки. В числе нововведений также следует отметить появление шифрования данных по технологии Keychain, возможность работы с удаленными серверами и усовершенствованную поддержку USB-протокола. 5 декабря 2001 года состоялся релиз последнего обновления Mac OS 9.2.2.

Mac OS X 10.0 Cheetah (2000)

Первая публичная бета-версия OS X стала доступна 13 сентября 2000. Стоимость дистрибутива составляла $30. Официальная версия появилась через полгода.

24 марта 2001 года состоялся релиз первой официальной версии OS X 10.0. Apple решила сделать кардинальный шаг от классического восприятия операционных систем Macintosh. Был продемонстрирован совершенно новый пользовательский интерфейс Aqua. Впервые использовались такие приложения как TextEdit, Просмотр, Почта и QuickTime.

Cheetah была очень требовательна к железу: 128 МБ оперативной памяти (неофициальный минимум 64 МБ) и 800 МБ свободного дискового пространства (желательно 1,5 ГБ) в то время были предметом роскоши. В последующем из-за таких жёстких требований к памяти OS X 10.0 подверглась критике (стандартным объёмом памяти в Macintosh было 64 МБ RAM).

Mac OS X 10.1 Puma (2001)

Второй крупный запуск Mac OS X произошёл всего через полгода - 25 сентября 2001 года. Владельцы OS X 10.0 могли обновиться до OS X 10.1 совершенно бесплатно. С этих пор купертиновская мегакорпорация сделала Mac OS X операционной системой устанавливаемой по умолчанию на всех новых компьютерах.

Основной упор был сделан не на новые возможности, а на улучшение производительности системы. Появилась более удобная запись CD и DVD, поддержка воспроизведения DVD. Увеличилось количество поддерживаемых принтеров (более 200), OpenGL (3D-графика) начала работать на 20% быстрее, а также был внедрён AppleScript. Появились программы ColorSync 4.0 (управление цветом) и Image Capture (работа с изображениями на цифровых камерах и сканерах).

Со всеми своими преимуществами Mac OS X Puma подверглась довольно серьёзной критике. В основном операционную систему журили за недостаточную производительность, низкую надёжность и функциональность. Проделанной работы было недостаточно для того, чтобы использовать OS X 10.1 в качестве основной операционной системы.

Mac OS X 10.2 Jaguar (2002)

Добавлены новые приложения, такие как iChat и Адресная книга. Сделан большой шаг в сторону людей с ограниченными возможностями. Появилась стартовая заставка: вместо счастливого Mac стал отображаться .

Mac OS X 10.3 Panther (2003)

Руководители компании Microsoft были несколько озадачены, так как Apple решила отказаться от Internet Explorer для Mac в пользу собственного браузера , с другой стороны - OS X 10.3 добавила множество улучшений в области взаимодействия системы с Microsoft Windows (даже появилась поддержка службы каталогов Active Directory).

Немаловажным нововведением стало внедрение технологии Exposé, в которой можно перемещать мешающие окна и удалять их за пределы экрана.

Между запусками «Тигра » и «Леопарда » прошел самый длительный период времени. И это понятно, ведь Apple была занята запуском с оригинальной мобильной операционной системой.

Mac OS X Leopard стала по-настоящему многозадачной многопользовательской операционкой. Из основных нововведений стоит отметить поддержку 64-битных приложений и появление утилиты для резервного копирования данных . Немаловажным новшеством стала возможность установки операционных систем сторонних разработчиков при помощи утилиты Boot Camp.

Mac OS X 10.6 Snow Leopard (2009)

Основной задачей перед разработчиками стало повышение производительности и удобства при использовании новой ОС. Произошёл полный отказ от архитектуры PowerPC («Снежный леопард» работает только на процессорах Intel). Система стала полностью 64-разрядной, как и большинство её приложений.

Стоимость Snow Leopard для новых пользователей составляла $129 и $29 для пользователей Leopard. Если компьютер был приобретён с установленной Leopard в период с 8 июня по 26 декабря 2009 года, то обновиться до OS X 10.6 можно было всего за $9,95.

Восьмая по счёту ОС в линейке OS X получила свыше 250 новых функций. Что ж, на трон сел царь зверей. За первый день продаж было скачано свыше 1 миллиона копий. Дистрибутив распространялся через Mac App Store за $29,99. Кстати, Lion стала первой операционной системой не распространяемой на CD и DVD дисках. Появились жесты многозадачности, Launchpad, функция «Возобновить», Lion Recovery Disk Assistant (восстановление системы) и многое другое.

Впервые был внедрён сервис облачного хранения данных iCloud.

Руководство компании Apple решило выпустить Mountain Lion годом ранее, чем планировалось, тем самым сократив цикл разработки с двух до одного года (скорее всего на данный шаг сподвигнул скорый запуск конкурирующей Windows 8). Настольная версия начала перенимать фирменные возможности iOS: появились Центр уведомлений, Заметки, напоминания, iChat был заменён . Произошла более тесная интеграция с . Всего было интегрировано свыше 200 новых функций. Mountain Lion стала последней операционной системой из семейства кошачьих.

Начиная с OS X 10.9 , Apple перешла на новую систему подбора названий для своих настольных ОС. Отныне имена берутся из памятных мест Калифорнии. Mavericks - популярный пляж. Важным шагом Apple для составления конкуренции стала возможность бесплатного обновления на OS X 10.9 и последующие версии. Из нововведений стоит отметить поддержку нескольких мониторов, тегов, а также интеграцию приложений Карты и iBooks.

Обзор операционной системы Mac OS

Принято считать, что операционная система Windows это бюджетный вариант, а вот Mac OS - это элитная система для гурманов и эстетов. Поскольку обладатели дорогостоящих эппловских машин и так отлично знакомы с Mac OS, имеет смысл рассмотреть вопрос с точки зрения рядового Windows-юзера.

Выдержка из Берклеевского курса

Что такое математика? Ну, математика, это когда дважды два равно четыре. Нет, дважды два четыре – это арифметика. А математика, это искусство доказывать, что дважды два равно пяти, а то и семи. Что же тогда высшая математика? Высшая математика способна как дважды два доказать, что в реальном мире возможно абсолютно все нереальное.

Windows vs. Mac OS

Начать надо с того, что Windows и Mac это операционные системы с графическим интерфейсом. Собственно, именно в этом и состояла генеральная инновация, которая сделала Билла Гейтса и Стива Джобса миллиардерами. До этого, чтобы работать на компьютере, требовалось знать символические команды и уметь распознавать такие же цифровые ответы. Графический интерфейс представляет собой компиляцию рисунков, кнопок и надписей, с которыми управиться может любой человек, не знакомый с программированием. Таким образом, компьютеры перестали быть игрушками для профи и широкими рядами пошли в массы.

Пользовательский интерфейс Mac состоит из анимированных панелей, включающих в себя иконки и значки работающих приложений и папок с документами. Кнопки Пуск здесь нет. При наведении курсора на нижний край дисплея плавно выплывает ряд кнопок и так же плавно скрывается, когда курсор отводится в сторону. В широком ранге можно кустомизировать наличие значков приложений и их привязку к разным сторонам экрана.

Прежде всего, бросается в глаза ювелирная отполированность всего, что находится на экране и заметно более высокая скорость реагирования, чем на Windows. Многие пользователи Windows знакомы с Rocket Dock – это и есть подражание маковскому интерфейсу.

Еще одно отличие – главная панель меню приложения всегда прикреплена к верхней части дисплея. Довольно необычно, но вскоре понимаешь, насколько это удобно.

Типографические шрифты

Следующее принципиальное отличие: шрифты на экране Mac выглядят в точности так, как они и будут напечатаны на принтере. На первый взгляд это кажется несколько непривычно, но привыкаешь быстро. По этой типографской точности визуализации шрифтов, Mac отлично подходит для работы над задачами полиграфии разного рода.

Мульти-рабочий стол

В Mac OS на системном уровне решена задача запуска одновременно нескольких разных рабочих столов. Переключение горячими клавишами, ничего не глючит и не конфликтует. Для Windows существуют различные сторонние приложения для реализации задачи множественных рабочих столов. Но, ни одно из них не доведено до настоящего рабочего состояния. Вечно что-то перемыкает и зависает.

Установка и удаление приложений

В отличие от Windows, приложения в Mac не внедряются в систему и реестр, а элементарно распаковываются в отдельные папочки и оттуда работают, как портабельные. Поэтому реестра фактически и не существует. Отсюда нет проблемы с трудоемким удалением глубоко въевшихся в систему программ. Такой подход избавляет от массы проблем с выбором программного комплекта.

Говорят, для Mac OS существует очень мало приложений?

Это заблуждение. Программ для Mac никак не меньше, чем для Windows. Заблуждение и то, что большинство маковских программ очень дорого стоят. На самом деле, бесплатных программ очень много. Отсюда у Windows-пользователя следующий вопрос: а вот если мне захочется иметь свои любимые Windows-приложения на Mac? Проблема?

Никакой проблемы нет. Вопрос решен просто и оригинально – виртуализация. Устанавливается на компьютер параллельная виртуальная Windows OS и затем работает в фоновом режиме. Далее, любые Windows-приложения устанавливаются и управляются, как обычные маковские. Так сказать, два в одном. При желании можно вывести на экран стандартные меню и значки приложений в стиле Windows.

Какой антивирус нужен для защиты Mac OS от вирусов?

В это трудно поверить пользователю Windows, но никакие антивирусы вам не потребуются. Просто нет никаких вирусов для Mac. Специалисты утверждают, что заразить эппловский компьютер вирусом можно только в том случае, если пользователь сам создаст вирус и внедрит его в систему. Как говорится, хоть компьютер Apple и дорог, так хоть на антивирусах можно здорово сэкономить.

Клавиатура и горячие клавиши

Организационно, клавиатура немного отличается, другие названия некоторых управляющих клавиш. Наборы горячих клавиш тоже незначительно модифицированы. А в принципе, концепция в основе лежит одна и та же, поэтому перестроиться на Mac-keyboard никакой проблемы не составит.

Можно ли установить Mac OS на PC-совместимый компьютер?


Теоретически и практически можно установить Mac OS на AMD или Intel. При наличии достаточной мощности процессора и опыта самого пользователя, полазить по форумам, поковыряться с настройками и вот вам вполне рабочий Mac на PC. Однако следует помнить, что это не совсем легальная операция. Впрочем, при современном уровне компьютерного пиратства, кто вообще читает эти лицензионные соглашения? Разве что сотрудники специального отдела полиции.

В общем, как говорят в Одессе, знал бы прикуп, приобрел бы Apple. На самом деле, машина впечатляет своей законченностью и отработанностью деталей. А то ведь все давно привыкли к извечной сырости и недоделанности очередных релизов Windows.

Напомним, что специалисты "Serty-Service" готовы помочь,

если у вас возникли проблемы с Mac OS.

Операционная система - то, без чего невозможно взаимодействие человека и любой современной техники. А знаете ли Вы, что в мире насчитывается более 200 разнообразных операционных систем, среди которых OS Mac занимает далеко не последнее место по множеству критериев?

Но начнём с истории Mac OS …

Операционная система Mac, известная ещё как Макинтош (Macintosh Operating System) была создана компанией Apple в 1984 году. Именно данная операционная система первой дала пользователям возможность управлять компьютером при помощи компьютерной мыши. В ней стал использоваться оконный интерфейс для организации информации; именно ОС Mac ввела в наш лексикон такие метафоры, как "папка" и "файл".

С самого начала было запланировано эволюционное развитие Mac с незначительными отличиями в интерфейсе. Именно поэтому можно встретить такие версии данной операционной системы, как Mac OS X : Cheetah, Puma, Jaguar, Panther, Tiger, Leopard, Snow Leopard, Lion, Mountain Lion. Согласитесь, работать с системой, сравниваемой с леопардом, ягуаром или львом, не только приятно, но и надёжно!

В настоящее время операционная система Mac - вторая по популярности в мире. Её доля на рынке составляет около 7%. Это значит, что в каждом пятнадцатом компьютере установлена данная ОС.

Изначально, Mac OS была совместима исключительно с компьютерами Macintosh. Сейчас, она совместима с архитектурой РРС и х86, но официально компания Apple разрешает установку Mac только на компьютерах собственного производства: iMac и MacBook .

Преимущества и недостатки Mac OS

Важным вопросом, интересующим каждого пользователя, остаётся соотношение плюсов и минусов данной системы. Итак, к абсолютным плюсам можно отнести понятный и приятный интерфейс, мощную защиту от вредоносных программ, отличную скорость работы и надёжность системы, а также бесплатное сервисное обслуживание. Минусы, конечно, тоже присутствуют. Во-первых, Mac - недешёвая система, а во-вторых, Mac не поддерживает большинство программ, разрабатывавшихся для Windows.

Впрочем, сравнивайте и судите сами. Одно можно утверждать точно: Mac OS - превратит Ваше общение с компьютером в настоящее удовольствие!

Операционные системы семейства Mac OS: особенности и преимущества.

Вот уже несколько лет лидера на рынке операционных систем, компанию Microsoft, постепенно теснят другие производители. ОС Windows, конечно, еще монополист в этом отношении и регулярно выпускает новые продукты, однако компании-конкуренты тоже не дремлют и активно развивают свои системы - например, Apple со своей Mac OS.

Mac OS

Mac OS (Macintosh Operating System) представляет собой семейство проприетарных (частных) операционных систем с графическим интерфейсом, созданных специально для компьютеров Apple Macintosh. Стоит отметить, что многие эксперты ИТ-отрасли считают Mac OS первой из современных оперативных систем, которая применила графический интерфейс пользователя, в отличие от традиционной командной строки. То есть теперь можно было использовать все доступные системные объекты и функции в виде графических компонентов экрана (окон, значков, меню, кнопок, списков и т. п.). При этом в отличие от интерфейса командной строки, пользователь имел произвольный доступ (с помощью клавиатуры или указательного устройства ввода - манипулятора "мышь") ко всем видимым экранным объектам - элементам интерфейса. К слову, некоторые программисты в то время сравнивали работу в графическом интерфейсе с управлением собственным миром - настолько эта технология была удобна.

Таким образом, Mac OS задала некую планку, к которой начали стремиться разработчики других операционных систем.

Появление операционной системы Mac OS относится к 1984 году, когда компания Apple Computer представила ЭВМ Macintosh. Новинка обладала уникальными для того времени возможностями - пользователи управляли своим компьютером не только вводимыми с клавиатуры командами и инструкциями, но и с помощью нового в те времена устройства, названного мышью. Мышь управляла указателем (курсором), который, в свою очередь, на экране монитора управлял видимыми графическими объектами - папками, ярлыками файлов и т.д. Кроме того, операционная система Mac OS впервые использовала всем знакомый сегодня оконный интерфейс, который предназначался для представления и организации информации.

Система Mac OS была основана на прототипе графического интерфейса пользователя, позаимствованным руководством Apple в исследовательском центре Xerox PARC. Разработчики Macintosh использовали некоторые идеи прототипа Xerox, доработав и расширив их, добавив собственные.

Стоит отметить, что впоследствии ряд других компаний использовал в своих продуктах идеи Apple, например, компания Microsoft, которая представила похожую на Mac OS графическую оболочку для своей операционной системы MS-DOS, названную Windows (в переводе с английского - окна).

В противовес продуктам конкурентов Apple хотел, чтобы компьютеры Macintosh стали альтернативой большинству ЭВМ. В компании даже придумали определение для своей продукции. В понимании Apple компьютер Macintosh представлял собой продукт "для всех остальных" ("for the rest of us"), то есть для того меньшинства, которое не пользуется PC. Данное обстоятельство указывало на уникальность Macintosh. Но при этом операционная система, во многом благодаря которой компьютеры Mac отличались от остальных ЭВМ, вплоть до середины 90-х годов ХХ века не имела официального названия.

Ранние версии Mac OS были совместимы только с компьютерами Macintosh, основанными на процессорах Motorola 68k, позже оперативная система от Apple была совместима с архитектурой процессора PowerPC (PPC). Последние версии ОС - Mac OS X - стали совместимы с архитектурой Intel x86. Однако политика компании не позволяет устанавливать Mac OS на любые устройства, основанные архитектуре Intel x86. Оперативная система Mac может устанавливаться только на компьютеры и ноутбуки Apple.

Однако, как показывает практика, взломанную (пиратскую) версию Mac OS можно установить практически на любой компьютер, поддерживающий архитектуру Intel x86. Такие пиратские версии оперативной системы разрабатываются сообществом OSx86 и доступны посредством файлообменных сетей. Но, стоит отметить, что установка Mac OS на компьютерах, выпущенных не компанией Apple, незаконна, поскольку противоречит условиям лицензии на операционную систему. При этом стоит учесть, что технических противопоказаний для такого шага нет: с 2006 года компьютеры Apple используют процессоры Intel (старые Macintosh были построены на базе PowerPC) и мало отличаются по составу комплектующих от обычных ПК, а сама Mac OS совместима с большим ассортиментом комплектующих персональных компьютеров. Поэтому Apple не полагается на одну лишь законопослушность пользователей, а защищает свою операционную систему от нелегального использования аппаратными методами - в компьютеры Macintosh устанавливают дополнительный чип, и без него инсталляция ОС блокируется.

Однако запреты не останавливают компьютерных "пиратов". Существуют даже целые компании, которые зачастую нелегально устанавливают Mac OS на собственные собранные компьютеры с целью их дальнейшей реализации. Apple пытается всеми силами бороться с контрафактной продукцией, вплоть до судебного преследования. Примером такого противодействия может стать судебная тяжба Apple с компанией Psystar, выпускающей клоны компьютеров Mac.

Тем не менее, установить Mac OS на ПК может практически любой пользователь. Существует два популярных способа установить Mac OS X без покупки настоящего Macintosh. Во-первых, можно использовать специальную загрузочную программу, которая записывается на отдельный CD, устанавливающий Mac OS. Во-вторых, можно использовать фирменный или "пиратский" DVD с дистрибутивом ОС.

Однако проще всего скачать из интернета взломанный дистрибутив Mac OS X и записать его на "болванку". Он позволяет установить операционную систему на ПК без дополнительных инструментов. Стоит отметить, что взломанные дистрибутивы Mac OS X содержат большое количество патчей и драйверов, позволяющих ОС работать на персональных компьютерах, далеких по конфигурации от настоящих Apple.

Даже если не брать во внимание пиратские экземпляры, на сегодняшний день самой распространенной операционной системой от компании Apple, безусловно, является Mac OS X, последняя версия (10,6) которой вышла в июне 2009 года и называется Snow Leopard, а бета-версия данной ОС увидела свет в 2000 году. В данном случае X - это римская цифра десять. Дело в том, что первая официальная версия Mac OS X была одновременно десятой версией операционных систем для компьютеров Apple. Она вышла в свет в 2001 году, под кодовым именем Puma.

Mac OS X

Операционная система Mac OS X – это достаточно сложный «организм» и однозначно сказать, что она из себя представляет довольно трудно. Наиболее удачным описанием общей концепции считается представление операционной системы в виде некоторой многоуровневой структуры, в которой каждый уровень имеет свое назначение и свой круг решаемых задач.

Mac OS X состоит из нескольких частей, вложенных одна в другую. На самом верху – новый пользовательский интерфейс Aqua. Под ним – слой поддержки прикладных программ: окружения Classic, Carbon, Cocoa, Java. Еще глубже – графика и мультимедиа: Quartz, OpenGL, QuickTime. И, наконец, в самой глубине – главный двигатель системы, ядро Darwin.

Ядро Darwin

В основе операционной системы Mac OS X находится ядро Darwin. Чтобы ускорить ввод продукта и повысить его качество компания Apple при разработке Darwin, открыла доступ к исходным кодам для всех желающих. Модули ядра Darwin были полностью открыты и доступны для программистов-разработчиков, вплоть до исходных текстов. Таким образом, над разработкой и реализацией Darwin трудилось огромное количество людей – свыше 100 тыс. человек.

Центральной частью Darwin является микроядро Mach 3, пришедшее в Mac OS из системы NextStep/OpenStep. Оно отвечает за самые базовые особенности поведения операционных систем более высокого уровня. Преимущество этой микроядерной архитектуры перед архитектурой с монолитным ядром состоит в том, что все базовые функции ядра выполняются в виде небольшой компоненты, которая работает в привилегированном режиме, остальные функции системы оформлены в виде подключаемых модулей и работают в обычном, пользовательском, режиме. Таким образом, значительно повышается надежность, стало довольно легко модифицировать ключевые компоненты ОС и т.д.

Забегая вперед, можно сказать, что в результате, в 2001 году после пяти лет выхода различных ядер (Rhapsody, Darwin) и получилась Mac OS X 10.0 (Cheetah) – на базе микроядра Mach, позаимствованного из NeXT OS и BSD, с системой эмуляции старых Mac OS Classic, рядом новых технологий, направленных на то, чтобы новая ОС от Apple соответствовала требованиям времени. В 2001 году вышли Mac OS X 10.1 (Puma), в 2002 году – Mac OS X 10.2 (Jaguar), в 2003 – Mac OS X 10.3 (Panther), в 2005 – Mac OS X 10.4 (Tiger). Mac OS X 10.4

Итак, на самом нижнем уровне расположено открытое интегрированное ядро, которое называется Darwin.Компьютерный термин «ядро» обычно означает небольшую, как правило, монолитную часть системы, в обязанности которой входит выполнение минимальных базовых функций для поддержки всех основных сервисов операционной системы. В Mac OS X понятие ядра существенно расширено. Под ядром в Маc OS X подразумеваются все программные модули, исполняемые в адресном пространстве ядра. Darwin объединяет в себе несколько технологий, основ­ные из которых:

  • микроядро Mach 3.0;
  • сервисы операционной системы на базе BSD 4.4-Lite;
  • быстрые, основанные на сложившихся стандартах сетевые модули;
  • система ввода-вывода (I/O Kit);
  • поддержка различных файловых систем.

Микроядро Mach

Микроядро Mach(разработка Carnegie-Mellon University) является основой всего ядра Darwin, так как выполняет все критически важные функции операционной системы. Оно управляет загрузкой процессора, создает расписания и отслеживает их выполнение, распределяет память и обеспечивает ее защиту, формирует централизованную инфраструктуру системных сообщений для других уровней операционной системы.

  • Защита памяти. Mach заботится о том, чтобы никакая программа не смогла записать какие-либо данные в адресное пространство другой программы или системы. Поэтому сбои и нарушения в работе прикладной программы не приводят к краху всей системы: достаточно отключить программу, вызвавшую сбой, и продолжить работу.
  • Вытесняющая многозадачность. В современных системах множество задач разделяют ресурсы процессора. Mach контролирует загрузку процессора, составляет расписания, устанавливает приоритеты задач, чтобы обеспечить максимальную эффективность работы процессора и предоставить всем задачам необходимое процессорное время.
  • Виртуальная память. Каждой задаче в Mac OS X выделяется свое виртуальное адресное пространство объемом до 4 Гбайт. Но реальное выполнение любой задачи возможно только в истинной физической памяти – оперативной памяти компьютера. Mach осуществляет выделение задачам пространства физической памяти и преобразование виртуальных адресов в адреса физической памяти. Обычно только один фрагмент программы или данных, находящихся в виртуальном адресном пространстве задачи, загружен в физическую память. Если требуется другой фрагмент, он загружается в память с носителя данных, обычно с магнитного диска, вытесняя предыдущий фрагмент. Mach контролирует загрузку и освобождение памяти, обеспечивая эффективную работу многих задач одновременно.
  • Режим реального времени. Для процессов, требующих быстрой реакции, Mach обеспечивает доступ к ресурсам процессора за минимальное время.

Система BSD

Тесно интегрированная с микроядром Mach, система BSD в Mac OS X является несколько видоизмененной версией операционной системы BSD 4.4-Lite (Berkeley Software Distribution, разработка University of California at Berkeley). Версия BSD ядра Darwin осуществляет в Mac OS X поддержку различных файловых систем и сетевых технологий. Кроме того, BSD отвечает:

  • за систему безопасности, идентификацию и права пользователей,
  • преобразование вызовов из уровня программ на уровень системы,
  • BSD-модель процессов,
  • реализацию механизма BSD sockets,
  • реализацию так называемых нитей процессов (POSIX threads),
  • Application Program Interface (API) ядра.

Система ввода-вывода

Система ввода-вывода (I/O Kit) построена на объектно-ориентированной модели и соответствующих библиотеках. Она поддерживает множество устройств различного типа, облегчает написание драйверов, является модульной и расширяемой системой. Важнейшие ее черты:

  • истинный режим plug-and-play,
  • динамическое управление устройствами (горячее подключение),
  • динамическая загрузка драйверов по мере необходимости,
  • управление энергопотреблением как для портативных, так и для на­стольных компьютеров,
  • многопроцессорная обработка.

На уровне пользователя программной основой сетевых и коммуникационных средств Mac OS X является технология OpenTransport.OpenTransport Mac OS X поддерживает большинство функций, имевшихся еще в Mac OS 8 и 9, хотя кое-что пришлось изменить. Для работы в сети в Mac OS X имеется:

  • стек протоколов ТСРДР от BSD 4.4,
  • поддержка IP и AppleTalk,
  • поддержка нескольких IP-адресов при одном сетевом интерфейсе (multihoming),
  • маршрутизация (routing),
  • многоадресная передача одних и тех же данных нескольким адреса­там - multicast,
  • реализация AppleTalk на базе технологии socket,
  • поддержка Mac OS Classic,
  • набор модулей для работы с сетью (OpenTransport), переписанный для работы в окружении Carbon.

Mac OS X поддерживает следующие типы сетевых сред:

  • Ethernet-10/100Base-T;
  • Ethernet-1000Base-T;
  • Jumbo Frame;
  • Последовательная передача;
  • Беспроводная передача.

Mac OS X поддерживает следующие стандартные сетевые протоколы:

  • TCP/IP, UDP/IP;
  • HTTP;
  • DHCP и BOOTP;
  • LDAP;

Для добавления новых сетевых технологий без необходимости перекомпиляции ядра предусмотрен механизм сетевых расширений ядра - Network Kernel Extensions. Этот механизм позволяет не только добавлять отдельные сетевые модули, но и полный набор (стек) новых протоколов, которые динамически загружаются в ядро или выгружаются из ядра по мере необходимости.

Еще одной привлекательной чертой Mac OS X является то, что очень распространенный Web-сервер Apache входит в Mac OS X как часть операционной системы. Поэтому довольно легко можно сделать из компьютера персональный Web-сервер.

Для этого надо создать гипертекстовую структуру и поместить все файлы этой структуры в персональную папку пользователя Sites.Начальная страница в формате HTML должна иметь имя index.html.

Для того чтобы активировать сам Web-сервер, необходимо в панели настроек Sharing,закладка File & Web, найти надпись Web Sharing Off ищелкнуть в экранную кнопку Startпод этой надписью.

Если сравнивать Mac OS с основным конкурентом ОС Windows от Microsoft, то можно выделить несколько основных отличий :

Во-первых, надежность и стабильность работы операционной системы. В этом отношении лидерство можно отдать Apple. Дело в том, что Mac OS создана непосредственно для компьютеров Macintosh, что говорит об их полной совместимости. Таким образом, компьютер Apple под управлением Mac OS не дает сбоев, загрузка приложений осуществляется быстрее. Стоит также отметить, что отсутствие в Mac OS системного реестра снимает массу проблем, которые в ПК под управлением Windows зачастую приводят к переустановке системы. Профессионалы в области видео, дизайна, компьютерной графики выбирают именно Apple Macintosh, так как данные машины и их операционная система надежны.

Во-вторых, Mac OS отличается более интересным и практичным дизайном, что можно описать фразой "Ничего лишнего". На высоте и удобство использования системы - юзабилити (usability). По словам Билла Гриббонса (Bill Gribbons), доктора наук, специализирующегося на влиянии человеческого фактора в информационном дизайне университета Бентли (Bentley), подход Apple к разработке продукта - это то, что отличает их от Microsoft. Он также подчеркнул, что Microsoft не всегда фокусируется на технологии, в Windows не всегда лучший комфорт в работе для пользователей, и не всегда легко изучаемый продукт, который не всегда отвечает запросам пользователей.

Например, интерфейс системы Mac OS X тоже имеет существенные отличия от Windows. Если в Windows каждой программе обычно соответствует одно окно с открывающимися в нем вкладками и панелями инструментов, то в Мас OS используются "плавающие" окна и панели, не привязанные к общему окну, а располагающиеся на рабочем столе.

Кроме того, Mac OS проста в установке и удалении приложений. Так, например, инсталляция большинства программ под оперативную систему компании Apple осуществляется гораздо проще, чем под Windows. В среде Mac OS программа предстает перед пользователем в виде единственного объекта - так называемого "пакета" (bundle), причем для установки достаточно просто перетащить значок "пакета" в любую папку или запустить его прямо с диска. При таком способе установки программа не оставляет следов в системном реестре (поскольку в Mac OS его нет) и папках общего пользования. Лишь единичные программы (в основном, такие "монстры", как Adobe Creative Suite или Microsoft Office) используют привычные для пользователей Windows ин¬сталляторы.

Кроме того, компьютеры под управлением Mac OS практически не подвержены заражению вредоносным ПО и устойчивы к несанкционированному доступу к личной информации.

Однако по мере роста доли компьютеров Apple на рынке, все меньше и меньше приходится говорить о надежной защите Mac OS X. В этой связи с каждым днем увеличивается и активность хакеров, которые пытаются взломать защиту Mac OS X. На сегодняшний день последним сигналом стало появление Трояна Puper - программы, которая выдает себя за видео-модуль для несуществующей системы MacCinema. При просмотре данных "троянец" представляется как образ диска, после запуска которого создается видимость устанавливаемого программного обеспечения. Когда установка завершается, компьютер заражается вредоносным скриптом под названием AdobeFlash. Каждые пять часов скрипт пытается "прорваться" наружу, чтобы загрузить и запустить другие вредоносные программные модули на системе.

Есть у Mac OS X и определенные недостатки , которые, в том числе, связаны и с достоинствами данной операционной системы. Использование надежных технологий и оригинального дизайна сказывается и на стоимости, как компьютера, так и самой ОС - как правило, она на порядок выше стоимости ПК под управлением Windows. Кроме того, у Apple отсутствуют компьютеры средней производительности, так как компания сосредоточена на выпуске мощных машин для выполнения профессиональных задач, что сужает целевую аудиторию. Из-за этого Apple вынужден держать и высокую стоимость своих продуктов.

Еще одним недостатком Mac OS является меньшее число программ, которые можно установить на компьютер. Среди софта для Mac OS существует программное обеспечение для решения любых задач, однако его выбор все же не так велик, как для Microsoft Windows.

Минусом Mac OS также является негибкий пользовательский интерфейс. Оперативная система от Apple не дает пользователю возможности так гибко управлять размерами и расположением панелей интерфейса, как это можно сделать в Windows. При этом начертание системных шрифтов в Mac OS можно менять в ограниченных пределах и только с помощью специальных дополнительных программ.

Кроме того, ряд экспертов выделяют и имиджевые различия двух систем. Macintosh с ее Mac OS разработан в основном для графических и мультимедийных функций, и с этими задачами справляется лучше, чем Windows. В свою очередь, Windows существенно лучше работает со статистическими и офисными приложениями. Мало кто играет в компьютерные игры на Macintosh, тогда как на рынке есть целый сегмент игровых ПК и специальных периферийных устройств под управлением ОС Windows.

Несмотря на то, что бесспорным лидером по количеству установленных операционных систем является Microsoft Windows, по данным компании Net Applications, доля пользователей, выходящих в интернет с помощью Mac OS X, в январе 2009 года составила 9,93%. Компания Net Applications также отмечает, что в июле 2009 года рыночная доля операционных систем для компьютеров Macintosh составляла 4,86%, в то время как Windows занимала 93,04% рынка. На первый взгляд, доля Mac OS смехотворна, но если это перевести в цифры, то мы увидим более 30 млн. компьютеров, работающих под этой системой.

В перспективе число пользователей Macintosh, а, следовательно, и Mac OS, будет постепенно расти. Эксперты ИТ-рынка связывают это с последовательным снижением стоимости на компьютеры и ноутбуки Apple. Соответственно, будет расти и количество вредоносного ПО для Macintosh, что в последствии может привести к первым официальным антивирусным программам для ПК Apple. Безусловно, в ближайшем будущем будет увеличиваться и количество эксклюзивных приложений для Mac OS, а также расти число приложений совместимых с Windows, и наоборот.

  • Перевод

Продолжаем знакомиться с историей операционных систем Apple. Сегодня Lisa, Macintosh вплоть до System 7 и ранние попытки использовать Unix.
Первая часть: habrahabr.ru/post/194696

Приход графики

Apple представил компьютер Lisa в январе 1983 года, за год до Макинтоша. Стартовая цена составляла $9995. Сердцем новинки был 32-битный процессор Motorola 68000. При создании разработчики явно вдохновлялись Xerox PARC, см. habrahabr.ru/post/194696 . Этому способствовала договоренность между Xerox и Apple - акции в обмен на технологию. Следует заметить, что проект Lisa начали еще до причащения к PARC. В целом непонятно, какие именно идеи позаимствовали у Xerox, а какие изобрели своими силами.

Lisa OS
Lisa Office System (OS), операционная система этого компьютера, имела полностью графический интерфейс. Был файловый менеджер с иконками, при клике запускалось соответствующее приложение. В комплекте также был табличный процессор LisaCalc, программа для рисования диаграмм LisaGraph, продвинутый редактор списков LisaList, менеджер проектов LisaProject, рисовалка LisaDraw, эмулятор ANSI терминала LisaTerminal и т. д. Кроме того, на Lisa поддерживалась работа SCO Xenix.



В Lisa впервые ввели некоторые элементы интерфейса, которые используются Apple по сей день. Это меню вверху экрана, правда пока без кнопки с яблочком. Символ яблока был на клавиатуре и использовался в шорткатах. При дабл-клике открывающееся окно анимировалось. Можно было перетащить документ в корзину для удаления.
Подобно STAR, интерфейс Lisa базировался на метафорах реальных офисных объектов. Поэтому обои десктопа изображали однотонный белый лист. В те годы мониторы мерцали, а белый фон мерцал особенно сильно. Для сохранности глаз пользователей увеличили частоту развертки, что плохо отразилось на стоимости компьютера. Про белый фон вроде бы не подтверждается. Была сетка, которая действительно должна мерзко мерцать - прим. перев. Дополнительная память и диск делали цену прилично пятизначной в тех еще долларах. Были и проблемы с длительной загрузкой системы. В целом, Lisa была далеко не такой совершенной, как ее создавали.
Macintosh


В начале 80-х в Apple разрабатывался проект Annie. Джефф Раскин, тридцать первый (видимо, по порядку найма - прим. перев. ) сотрудник Apple переименовал его в Macintosh. Вообще-то, сорт яблок правильно называется McIntosh, но такая торговая марка уже была. Во время попыток подобрать созвучное название пробовали и аббревиатуры. Например, MAC (Mouse Activated Computer). Сотрудники быстренько придумали альтернативный перевод Meaningless Acronym Computer, Малозначащая Аббревиатура Компьютера. Раскин также написал на тему персональных компьютеров документ для внутреннего пользования The Book of Macintosh. Это был первый весомый вклад в проект.
Стив Джобс представил общественности Macintosh 24 января 1984 года в Купертино. Позже эту модель обозначат Mac 128K из-за соответствующего объема памяти. Компьютер построен на основе процессора Motorola 68000 без блока управления памятью, работы с плавающей запятой и каких-либо кэшей. В корпус встроен девятидюймовый черно-белый монитор с разрешением 512х342. Из накопителей - только 3.5” дисковод, 400 Кб на дискету.
На 400 Кб дискете поставлялась однопользовательская однозадачная операционная система. Название ее постепенно определилось как Mac System Software, или просто System.
System 1
Macintosh ROM содержал смесь низкоуровневого кода для инициализации железа, драйверов и высокоуровневой библиотеки Toolbox. Она избавляла программиста от необходимости самому рисовать интерфейс, все программы получались в едином стиле. Toolbox поддерживал отображение и обработку диалоговых окон, шрифтов, иконок, меню, окон, ввод и редактирование текста, простые вычисления, и так далее. Компонент QuickDraw содержал примитивы для рисования фигур, диалогов, выпадающих меню, скролл-баров, окон. Этот фрагмент кода практически идентичен таковому в Lisa. На то время это был невероятно богатый API. Он позволил создать достаточно долгоживущую систему с поддержкой обратной совместимости.


Приложение по умолчанию, которое запускалось при старте, называлось Finder. Это был интерфейс для работы с файлами и запуска программ, по типу сегодняшних десктопов. Система была однозадачная, поэтому при запуске программы Finder закрывался, а после завершения запускался снова. Файловая система MFS была неиерархической, все файлы хранились в одной куче. В то же время, отображение вложенных каталогов было реализовано. В корне каждого диска был каталог Empty Folder. Чтобы создать новый каталог, надо было переименовать Empty Folder, который после этого респавнился. От Lisa новой системе досталось верхнее меню с добавленным яблочком и корзина. Корзина опустошалась при каждой перезагрузке. Примерно тогда же появился Apple"s Human Interface Guidelines.
В те годы корзина использовалась еще и для безопасного извлечения диска. Это вызвало волну критики. Apple аргументировало свою позицию по этому вопросу, там все неочевидно и интересно.
Из дисковых носителей был только один дисковод. Уже тогда многие программы требовали несколько дискет для работы. Система поддерживала кэширование списка файлов на дискете, которая уже извлечена. Иконка такой дискеты делалась серой, а при попытке ее открыть выбрасывалось приглашение вставить ее обратно. В то же время, можно было очистить этот кэш перетягиванием дискеты в корзину.
Таким образом. чтобы извлечь дискету окончательно, надо было сначала дать команду “Извлечь”, а потом перетащить иконку в корзину. Поэтому переписали логику этого действия: перетягивание активной дискеты извлекало ее и очищало кэш.
Одновременно вышла и Lisa 2. Позже ей добавят жесткий диск, эмулятор Macintosh под названием MacWorks и переименуют ее в Macintosh XL.
Кроме всех программных новшеств, в этих компьютерах впервые обеспечили программное управление такими сугубо железными функциями как выброс дискеты, регулировка яркости и включение-выключение компьютера.
Алан Кэй однажды сказал, что интерфейсы IBM 3270/PC и Macintosh относятся друг к другу как машкоды к КОБОЛу. Дальше были несколько лет эволюционного развития с неожиданными отступлениями от общей темы.
System Software версий 2 - 6
Долгое время у Apple была крайне запутанная система нумерации версий софта, у каждого компонента ОС была своя система нумерации и план обновления. Отдельно учитывались System Software Release, System, Finder, MultiFinder, LaserWriter и т.д. Постепенно это унифицировали.
Улучшения за этот период:
  • Ускорили Finder, включая дисковый кэш и minifinder для быстрого запуска программ.
  • Добавили команды для обычных действий: выключение компьютера, создание нового каталога, извлечение диска
  • Иерархическая файловая система HFS с адекватной логикой работы
  • Поддержка нескольких мониторов и больших дисков
  • Улучшения в клиенте AppleShare
System 6


Здесь наконец-то появилась многозадачность через MultiFinder. Изначально это был отдельный софт, работающий параллельно со старым Finder. Но вскоре его сделали обязательным. Он позволял запустить несколько программ одновременно и раздать нужный объем памяти каждой из них. В интерфейс добавили прогресс-бар с кнопкой отмены для операций копирования и удаления файлов. Но в то же время Finder оставался черно-белым даже на компьютерах, поддерживающих цвет. Для исправления этого фатального недостатка выпустили Color QuickDraw.

Цветные проекты Apple

В марте 1988 года некоторые инженеры и менджеры Apple в тайне от руководства обсудили глобальные планы на будущее. Идеи сортировали по безумности и записывали на цветные карточки - синие, розовые и красные.
Blue - проект улучшения уже имеющейся ОС. Он стал основой для System 7.
Pink - система, переписанная с нуля. Предполагали внедрить ООП, полную защиту памяти, легковесные потоки, отдельные защищенные адресные пространства, многозадачность и много еще чего интересного. Проект развивался вяло, и его отдали в компанию Taligent. Но об этом чуть позже.
Red - вещи, слишком прорывные даже для Pink.
В это время актуальной была System 6.х. К 1991 году допишут Blue и выпустят под именем System 7. Это будет очень значительный шаг, сравнимый разве что с выходом Mac OS X. В этом промежутке времени Apple выпустила два интересных проекта: GS/OS и A/UX.

GS/OS



Как мы говорили в первой части, Apple II продержался на конвейере 14 лет. Даже выход Macintosh не сдвинул его с трона. В 1986 году вышел Apple IIGS, некий микс этих двух очень различных систем. Это был первый и единственный 16-битный Apple II. Буквы GS обозначали Graphics and Sound. Процессор был совместим с 6502, поддерживались режимы 200x320 16 цветов и 200x640 4 цвета, 32-х канальный звуковой чип Ensoniq Digital Oscillator поддерживал до 15 инструментов.
Apple ProDOS разделили на 8- и 16-битную ветки для поддержки Apple IIGS. ProDOS 16 поставлялась как ОС весьма недолго, вскоре Apple представляет GS/OS. Это новая, изначально 16-битная система, которая работает намного быстрее. Из новинок - FST, file system translators. Это что-то типа набора драйверов для поддержки различных ФС. Источник вдохновения - vfs из UNIX. Из коробки поддерживались ФС Apple Pascal, Apple DOS 3.3, ISO/High Sierra, HFS, FAT, ProDOS и сетевой протокол AppleShare.


Finder умел отображать сетевые тома, а GS/OS даже поддерживала загрузку из сети.
В GS/OS была Панель управления, которая могла дополняться сторонними апплетами под названием CDEV.
Последняя версия GS/OS 4.02 поставлялась с Apple IIGS System 6.0.1.

A/UX

Apple выпустила собственную версию POSIX-совместимого Unix в конце 1988 года. Ранние версии были основаны на 4.2BSD и AT&T UNIX System V Release 2, но вскоре в ход пошли 4.3BSD и последующие релизы System V.
A/UX включала контроль задач, сигналы, сеть (AppleTalk, STREAMS, TCP/IP, сокеты, NFS с поддержкой YP и т.д.), файловую систему ffs, систему контроля версий SCCS, печать, X Window, совместимость с API BSD и System V, компиляторы cc и f77 и т.д.


Кроме этого, в A/UX входили многие компоненты из ОС Macintosh, в частности Finder. A/UX 2.x построена на System 6, а A/UX 3.x - на System 7. Поддерживались приложения Macintosh, Unix с командной строкой и X, DOS через эмулятор. Также были гибридные приложения, совмещающие API Unix и интерфейс Toolbox. Для процессов Unix многозадачность была вытесняющая, а для Macintosh - только кооперативная через MultiFinder. Для запуска среды исполнения Macintosh использовались программы startmac и startmac24 , в зависимости от используемой схемы адресации памяти. Поддерживалось множество настроек, даже замена Finder на другое приложение.
Сторонники A/UX от него тащились. Инсталляция на поддерживаемое железо была максимально простой для Unix, даже на фоне сегодняшнего дня. Кое-что из A/UX дожило до времени Mac OS X. Например, команда appleping . Или каталоги /.mac/hostname/Desktop Folder и /.mac/hostname/Trash . Про разделитель каталогов / и говорить стыдно. В Маках в то время был разделитель:, подмена в случае работы с HFS делалась на лету. Хоум был в /users , и так далее. Спорный абзац, ну да ладно - прим. перев.
Последняя версия A/UX 3.1.1 вышла в 1995 году. Система работает только на Apple с процессорами 68 серии с поддержкой плавающей запятой и управления памятью.

В поисках свежей крови

В начале 90-х в Apple осознали, что накопившийся в ОС код пора бы и переписать. Упомянутый выше проект Blue вылупился под названием System 7.
System 7
Маленький шаг в нумерации, большой прыжок для всех Macintosh.

Обновления:

  • MultiFinder встроен и используется по умолчанию. Многозадачность только кооперативная.
  • Встроенная поддержка сети AppleTalk и сетевых дисков AppleShare
  • 32-битная адресация памяти
  • AppleScript для автоматизации работы, управление цветом ColorSync, совместная работа и электронная почта через PowerTalk, QuickTime, TrueType, WorldScript поддерживал несколько языков как системные. Не все эти компоненты входили в поставку, некоторые надо было добавлять отдельно.
  • Поддержка виртуальной памяти
Первый Macintosh с блоком управления памятью вышел в 1987 году под названием Macintosh II. До выхода System 7 блок вообще не использовался. В этой версии поддержка виртуальной памяти была в весьма зачаточной стадии. Не было защищенных адресных пространств, mmap, блокировки страниц, разделения памяти и т.д.


Были и некоторые изменения интерфейса. Можно переключать запущенные приложения через меню. Корзина стала обычной папкой, убрали автоочистку. Текст можно не только копипастить, но и перетягивать между приложениями. Появились ярлыки. Поменяли структуру Панели управления и Расширений.
Примерно в это же время Apple объединяет усилия с IBM и Motorola для перехода на PowerPC. Это потребовало еще одного переписывания системы.

Наша цель - POWER

В свое время господствовала концепция набора команд процессора, приближенного к языку высокого уровня - CISC. Это привело к появлению очень сложных процессоров. В противовес этому, Сеймур Крей в начале 60-х разработал суперкомпьютер CDC 6600 (он же CRAY-1) с компактным набором команд. Это был RISC, но тогда этого слова еще не знали. RISC (Reduced Instruction Set Computer), компьютер с уменьшенным набором команд. Кроме этого, почти все команды работают только с регистрами, а операции загрузки в память и выгрузки оттуда вынесены отдельно. Это позволяет сделать эффективный конвейер и выполнять каждую команду за меньшее число тактов. Сейчас граница между CISC и RISC сильно размылась.
В 1975 году в IBM запустили RISC-архитектуру под кодовым номером 801. В начале 80-х Беркли и Стэнфорд начали проекты RISC и MIPS соответственно. К 1990 году на рынке было несколько конкурирующих RISC-архитектур. Например, MIPS, PA-RISC, SPARC V8, Motorola 88k, IBM RS/6000. RS/6000 - это второе поколение архитектуры под общим названием POWER. В рамках проекта Jaguar были попытки Apple использовать Motorola 88k. Но проект не пошел, и в работу взяли PowerPC.
В 1991 году Apple, IBM и Motorola создали AIM Alliance с целью создания единой аппаратной платформы CHRP (Common Hardware Reference Platform). В результате получилась платформа PowerPC. Первый процессор PowerPC 601 поддерживал большинство инструкций POWER. Архитектура сразу разрабатывалась как 64-битная, с возможностью динамического переключения между 32- и 64-битными режимами. Процессоры вплоть до G5 поддерживали только 32-битный режим. Как оказалось, PowerPC пришел надолго.
Следует заметить, что CHRP предполагалось лицензировать для продажи сторонними производителями. Для PowerPC даже существовала версия Windows NT.
Apple и ARM


Еще в начале 90-х были серьезные попытки Apple использовать RISC. Первый процессор ARM1 вышел в середине 80-х. Еще до AIM Apple и Acorn пытались совместно создать новый процессор. Инвестор и первый покупатель лицензии - VLSI Technology. Процессор ARM6 610 архитектуры ARMv3 с частотой 20 МГц использовался в планшете MessagePad с операционной системой Newton. Про это будет отдельная глава.

Mac OS для PowerPC

Впервые PowerPC поддерживалась в System 7.1.2. Портирование всех компонентов заняло уйму времени. Особую прелесть процессу добавляла необходимость сделать эмулятор старого процессора, для обратной совместимости. В итоге получился HAL (слой абстракции от железа) и эмулятор собственно 68k.
Для PowerPC было разработано наноядро - меньшее, чем микроядро. Оно выполнялось с высшим приоритетом, выступало в роли HAL и предоставляло низкоуровневые интерфейсы для обработки прерываний, исключений, управления памятью. Напрямую к ядру могли обращаться только службы ОС и дебаггер.
Эмулятор 68k запускался при загрузке. Он эмулировал только общий набор инструкций процессора 68LC040, без плавающей запятой и блока управления памятью. Стек исключений был взят из процессора 68020, для лучшей совместимости. Были и другие мелкие ограничения. A/UX на этом эмуляторе не запускается. На современных программных тоже - прим. перев.
Поскольку одновременно могли использоваться два набора инструкций, был специальный системный компонент Mixed Mode Manager, который управлял переключением контекста между двумя типами кода. Взаимные вызовы между ними тоже поддерживались. Менеджер был незаметен для кода 68k, но код PowerPC его видел.
Следует заметить, что первые версии Mac OS для PowerPC содержали мало нативного кода. Большинство существующих приложений, драйверов, бОльшая часть Toolbox и собственно кода ОС использовали эмуляцию. Их только предстояло переписать. Предполагалось, что наноядерная архитектура этому поможет.


В System 7.5 появились OpenTransport (реализация Mentat Portable STREAMS), QuickDraw 3D, Java, OpenDOC (местный аналог OLE). Из украшений появился экран загрузки с логотипом Mac OS и прогресс-баром.
MAE
Mixed Mode Manager также использовался в Macintosh Application Environment (MAE). Это эмулятор Мака для X Window под SunOS и HP-UX. Была эмуляция 68k и трансляция команд в родные для хост-системы. Поддерживалась System 7.x и многие ее компоненты. Еще из похожего - Mac-on-Unix (MAS), для запуска приложений Macintosh под Unix на PowerPC.
NetWare для PowerPC
Apple и Novell сотрудничали в середине 90-х для портирования NetWare на PowerPC. Этот порт намного проще настраивался по сравнению с х86, планировалось запускать его на сервере Apple Shiner. Проект был в приличной степени готовности, но закрыт до выхода готового продукта. Название Shiner перешло к Apple Network Server под управлением AIX.
AIX для PowerPC
Через несколько лет, в 1996 году, Apple выпускает малоудачный Apple Network Server. Он был основан на процессоре PowerPC и поддерживал горячую замену дисков, вентиляторов и блоков питания, RAID, много устройств SCSI и PCI, заменяемый процессор на отдельной плате и экран на корпусе для отображения статуса.

Network Server поставлялся с AIX for Apple Network Servers и не поддерживал Mac OS. Это была очень продвинутая ОС с поддержкой вытесняющей многозадачности, многопоточности, множества сетевых протоколов, RAID, JFS, LVM и прочих приятных суровым админам-юниксоидам штук. На выбор были командная строка или графические AIXwindows и CDE.


Эту линейку серверов сняли с производства в 1997 году. Apple вернется на рынок только через 5 лет, когда выйдет Xserve.

В следующей части будет про разброд и шатания в середине 90-х и поиск источника вдохновения для очередного полного переписывания. Если вмещусь по объему, то затрону поздние версии Mac OS Classic.

Похожие публикации